Mar 23, 2011

Пиво – напиток королевский




Пиво всегда любили в народе – это несомненный факт, но и царственные особы не чурались пенного напитка, история тому находит немало подтверждений. В пиве аристократов привлекали различные черты: кому-то нравилось его варить и выручать за него деньги, кому-то получать налоги с пивоваров, ну а большинству - просто пить.

Связь пива с королевскими домами Европы и всего остального мира уходит в глубь веков. Начнем с того, что пиву приписывают самое что ни на есть королевское происхождение. Якобы выдумал его бельгийский король Гамбринус. Но с этим Гамбринусом, как со многими титулованными отпрысками, темная история. Исследователи склоняются к мнению, что это фигура полумифическая. Кто-то считает, что Гамбринус - исковерканное имя Гамбривиус, которое засвидетельствано в «Баварских анналах» немецкого историка Иоганна Авентина в 16 веке. Этот Гамбривиус был сыном одного из германских племенных королей Марсуса и взял себе в жёны не кого-нибудь, а египетскую богиню материнства и плодородия Изиду, которая и научила его пивоваренному искусству. Согласно другим данным имя Гамбринус произошло от Яна I Примуса, герцога Брабантского, жившего в 13 веке, который принял почетное председательство в гильдии брюссельских пивоваров. Тем и прославился. Его портрет со стаканом пенящегося пива в руке был повешен в зале заседаний гильдии — и уже в течение более 700 лет он тиражируется на пивных этикетках.
 
Конечно, пиво появилось намного раньше достославного Гамбринуса и заслужило благосклонность самых выдающихся правителей, живших задолго до него.
Еще египетский фараон Хеопс очень уважал светлое пиво.   А вавилонский царь Навуходоносор II, известный своей воинственностью, в походах питался «жидким хлебом».

 
Гай Юлий Цезарь, отправившись войной на Галлию, сам освоил их местный напиток — и поил им своих солдат (галлы, предки французов, тогда пили ячменное пиво — виноградную лозу к ним римляне завезли позднее).    

Великий древнегреческий драматург Софокл для здоровья рекомендовал питаться хлебом, мясом, овощами и пивом. И два других великих драматурга Древней Греции — Эсхил и Еврипид — его поддерживали.



 

На родине «Гиннеса», в Ирландии, пиво всегда было в почете. Ирландский правитель Коннор Мак Несса, живший в 1 веке н.э. вел завидную для многих современных лежебок жизнь. Согласно эпическим приданиям, треть дня он наблюдал за спортивными играми, треть дня сам играл в настольные игры, а в оставшееся время пил эль. В работах некоторых писателей эпохи королевы Елизаветы, указывается, что ирландские вожди пили эль бочками во время праздников и даже перед боем.


В XII веке Фридрих I Барбаросса, император уже «Священной римской империи», которая тогда занимала пол Европы, любил пиво настолько, что в своих законах причислял этот «жидкий хлеб» к основным продуктам питания. В своей любви к пиву он сходился с английским королем Ричардом Львиное Сердце, в остальном это были непримиримые враги…

Король Пруссии Фридрих Великий, полководец, музыкант и философ, воевавший со всей Европой, заявлял: «Все пьют кофе. Это должно быть по возможности прекращено. Мои люди должны пить пиво». Он был, как и его отец, Фридрих Вильгельм I, человеком экономным. И потому считал, что местное пиво (которое, кстати, очень любил) обходится гораздо дешевле, чем заморский кофе.

Очень уважали пиво и религиозные деятели. Знаменитый деятель Реформации Мартин Лютер (создавший церковь его имени - лютеранскую) был очень большим поклонником темного пива из городка Айнбек. Он даже стих написал: «Напитка лучше нет, о диво, чем ковшик айнбекского пива!». Сегодня «айнбекский» сорт пива                                                    известен под названием «бок». 


В России пиво пивали исстари, но этот напиток там был не очень похожим на современный — его варили без солода, добавляли мед и другие приправы. Ситуацию с российским пивом кардинально изменил, разумеется, Петр I, пивший, как говорят историки, почти исключительно пиво. Он в 1715 году выписал из-за границы в Петербург солодовников и пивоваров - и с тех пор пиво стало вариться по европейским рецептам. С тех пор, опять же по приказу Петра, пиво вошло в обязательный ассортимент угощений на праздниках в честь памятных дат и военных триумфов.

Однажды Екатерина Великая (до замужества - София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская) приказала доставить ко двору английский стаут - крепкое темное пиво. Но пиво испортилось - слишком долго везли. И чтобы избежать конфуза, в следующий раз англичане сварили для императрицы особенно крепкое пиво - чтобы не испортилось. С тех пор этот сорт стаута у англичан получил название «русского». Этот сорт пива не пастеризуется, а созревает в бочонках в течение 2 месяцев, после чего выдерживается в бутылках целый год.

Однако время шло, и в головах дремучих немецких «гениев» родился «призрак, который ходит по Европе». Призрак коммунизма, который впервые проявился в брюссельской пивной «Дом Лебедя» - Карл Маркс в 1848 году вместе с Энгельсом впервые зачитали здесь свою брошюру «Манифест Коммунистической партии». История не сохранила названия пива, которое пили основоположники. Но известно, что оно было светлым…

Интересно, что пили идеологи коммунизма часто, но умеренно - Фридрих Энгельс, вспоминая свои самые счастливые дни, писал: "Пиво льется в изобилии - я поглощаю целых две бутылки в день".

Пивную идею подхватил и успешно развил самый знаменитый коммунист мира — Владимир Ильич Ленин.

Ильич, часто бывая в Баварии, очень пристрастился к темному мюнхенскому пиву. В Женеве Ленин часто сидел с товарищами по партии в кафе «Лондольт» за кружкой пива. "Знаете, как я люблю мюнхенское пиво? - говорил Ильич. - Во время конференции в Поронине (речь шла о Поронинском совещании ЦК РСДРП осенью 1913 года) я узнал, что верстах в трёх-пяти, в одной деревушке, в пивной появилось настоящее мюнхенское. И вот, бывало, вечером после заседаний конференции и комиссий начинаю подбивать компанию идти пешком за пять вёрст выпить по кружке пива. И хаживал, бывало, по ночному холодку налегке, наскоро". А закусывать пиво вождь мирового пролетариата любил «яичницей о трех яйцах с ветчиной».

В пользу аристократичности пива говорит его беспрецедентная популярность в Англии, стране, где традиции знати наиболее сильны. Например, яркий ее представитель, премьер-министр Великобритании Дэвид Камерон, - в числе его предков английский король Вильгельм IV, а значит, Дэвид приходится дальним родственником Елизавете II - обожает жареную баранину, классические эли и пиво «Гиннесс». Говорят, что и на стол самой Елизавете неизменно поставляется пиво – чешский «Будвайзер». 


В этом году еще один знаменитый Дэвид – аристократ от спорта, суперзвезда футбола Бекхэм, решил поддержать королевские традиции пива и открыть в Лос-Анджелесе свой собственный паб, названный в честь супруги Виктории, The Queen Vic («Королева Виктория»). И теперь с тем, что пиво – напиток королевский, уж точно не поспоришь!

No comments:

Post a Comment