Mar 17, 2011

Скоро День Св. Патрика! Говорим об Ирландии.



Ирландия подарила миру уникальный сорт пива Stout, который долгое время был, а в некоторых местах до сих пор остается не менее популярным, чем чешский пилзнер. Поэтому ирландцы оспаривают с чехами право считаться самой маленькой нацией, подарившей человечеству собственный сорт пива.




Начало пивоварения в Ирландии относится к каменному веку, а точнее, к началу железного века. Ячмень в этой стране выращивали уже 3000 лет назад. Можно предположить, что кельты изготавливали напиток 5000 лет назад. Красное кельтское пиво - сладкое, мутное варево красновато-бурого цвета, вызывавшее тяжелое похмелье, - было известно по всей Европе как "корма", "курми" или "коирм". По рассказам потрясенных свидетелей, кельты хранили напиток в огромных бочках величиной с дом. Греческий военный врач, фармаколог и путешественник Диоскорид в I веке до н.э. отмечал: "Коирм, который ирландцы пьют вместо вина, вызывает головные боли, является смесью плохих соков и наносит вред мускулам". Уже в IV-V веках местные монахи развили технологии пивоварения, и качество навеки улучшилось. С тех пор на протяжении столетий пиво играло весьма важную роль в их жизни и даже являлось частью дневного рациона.

18 марта по всему миру ирландцы (да и не только они!) торжественно отмечают День св. Патрика. Этот святой настолько хорошо относился к пиву, что вместе с христианской проповедью привез в Ирландию пивовара Мескана. Благодаря этому святому отцу пивоварение в Ирландии с самого начала попало под контроль церкви.
Любопытно, что до XV столетия пивоварением в Дублине занимались женщины, которых называли alewives. Один из посетителей Дублина писал: "Любая женщина, если ее кредит позволял занять чан и купить меру солода на рынке, основывала пивоварню". Однако вскоре этим прибыльным бизнесом занялись мужчины, впоследствии они создали гильдию пивоваров и солодовников Дублина.
В Ирландии издавна к пиву относились серьезно и варили его с размахом. В 1610 году в Дублине, население которого на тот момент составляло 4 тысячи семей, действовало 1180 пивных и 91 пивоварня, где варили эль.
 Уже в XVIII веке непременным атрибутом пивоварения повсюду, в том числе в Англии, стал хмель. В Ирландии же из-за сырого климата растение культивировалось плохо, а ячмень, напротив, здесь выращивали с давних пор. Поэтому традиционный ирландский эль довольно сладкий, солодовый и совершенно не охмеленный.
В 1670 году Джайлс Ми, ставший впоследствии мэром Дублина, основал маленькую пивоварню у ворот Св. Джеймса, которая затем перешла к его зятю Марку Рейнсфорду. Семья с переменным успехом варила здесь эль до 1715 года, когда сдала свою собственность в аренду Джону Полу Эспинасу, потомку гугенотов. Бизнес Эспинаса процветал около 35 лет. После его смерти предприятие вернулось к семье Рейнсфордов и бездействовало в течение десяти лет, до 31 декабря 1759 года, когда Артур Гиннесс вложил в него все свое состояние, арендовав пивоварню на 9000 лет за 45 фунтов в год. То есть сегодня ее аренда обходится почти бесплатно.
Есть сведения, что отец Артура, Ричард Гиннесс, управляющий в поместье священника, регулярно варил пиво для своего хозяина. Пастор оставил в наследство сыну Ричарда приличные деньги - 100 фунтов стерлингов. Именно на них Артур и основал в 1759 году свой скромный бизнес, со временем превратившийся в грандиозное предприятие.

Артур Гиннесс вначале изготавливал традиционный кельтский сладкий и неохмеленный эль. Однако в середине XVIII века в Ирландии получил распространение портер. Первоначально его отпускали в виде смеси пива из двух или трех разных бочек, что создавало большое неудобство и для пивовара, и для продавца, и для клиента. Позже в Лондоне создали так называемое цельное пиво (Entire), которое можно было наливать из одной бочки. Артур немедленно начал варить такое же цельнное пиво. К 1799 году портер Гиннесса был усовершенствован,                                                                         производство отлажено. Изготовление эля вскоре было 
                                                      полностью прекращено.



Маленькая Arthur Guinness and Sons, вскоре ставшая самой известной в мире, совершила тихую революцию в пивоварении главным образом путем развития концепции торговой марки и эффективной рекламы. Гиннесс умел оказываться в нужном месте в нужное время. Уже в конце XVIII века о нем писали в лондонском "Журнале джентельменов". Раненые офицеры-кавалеристы после последней битвы с Наполеоном при Ватерлоо принимали "Гиннесс" в качестве лечебного средства. Портер Guinness оказался исключительно успешным коммерческим продуктом. В 1866 году династия перестала полностью контролировать деятельность завода, продав на Лондонской фондовой бирже 49% акций за 6 млн. фунтов.
Сын Артура Гиннесса (тоже Артур) энергично расширял бизнес на внутреннем и внешнем рынках. Именно он стоял у истоков разработки рецептуры сухого стаута как отдельного сорта пива. До 1880-х годов в Британии и Ирландии величина налога на пиво зависела не от крепости напитка, а от содержания в нем солода. По этой чисто экономической причине Артур Гиннесс Второй принялся экспериментировать с несоложеным жареным ячменем , который налогом не облагался. Такое зерно придавало напитку интенсивный черный цвет и как бы "угольный" привкус, а сахаров в нем содержалось мало, что и делало стаут более горьким и сухим.
Внук родоначальника компании Бенджамин Гиннес организовал экспорт продукции в Бельгию и Северную Америку. В Америке было немало инландцев, так как во время голода 1840-х годов треть населения Ирландии эмигрировала за океан. Так к концу XIX века Guinness стала крупнейшим производителем пива в Европе, а к окончанию Первой мировой войны - и во всем мире. Это было колосальное достижение для компании, расположенной на острове с населением всего пять миллионов человек и довольно отсталой экономикой.
Фактически британская пивная продукция потеряла конкурентоспособность, когда во время Первой мировой войны английское правительство в целях экономии дефицитного топлива запретило использовать для пивоварения темный солод. Из-за подобного ограничения предпочтения местных потребителей существенно изменилось: в моду вошли светлые эли и биттеры, доминирующие в стране по сей день. Производство портеров и стаутов в Британии пришло в глубокий упадок, и с тех пор Ирландия почти безраздельно господствовала на освободившемся рынке.
Оригинальные дрожжи Артура Гиннесса ирландские пивовары используют и сегодня. Пять штаммов объединили и вывели из них одну культуру дрожжей верхового брожения, которая действует при температуре 25 градусов. Брожение длится всего двое суток, и дрожжи остаются в сусле в виде взвеси. Затем их удаляют с помощью центрифуги. При этом дозревающее в бутылках пиво марки Guinness Original изготавливается путем смешивания пива с суслом, что вызывает вторичное брожение в бутылке.
Компания Arthur Guinness and Sons мастерски овладела такими приемами продвижения своей марки, как public relations и реклама. Австралийский исследователь Антарктиды Дуглас Моусон, открывший в 1909 году Южный магнитный полюс, оставил в базовом лагере немного провизии, которую нашли 18 лет спустя. Запасы были в хорошем состоянии: какао, соль, мука и спички, которые по прошествии стольких лет могли быть использованы по назначению. Там же однаружили четыре бутылки "Гиннесса" - пиво хоть и замерзло, но не потеряло качеств! Об этом историческом факте вскоре узнал весь мир.

А в 1955 году компания Guinness создала издательство, которое выпускает "Книгу рекордов Гиннесса". Этот ежегодник издается на 37 языках, включая русский, а совокупный тираж книги превышает 70 млн. экземпляров.
Поэтому совсем не случайно сегодня стаут Guinness считается ирландским национальным напитком, известным по всему миру. В настоящее время Guinness - настолько популярная марка, что если в Ирландии заказать в пабе просто стаут, то вам непременно принесут стакан "Гиннесса". Единственным исключением, пожалуй, будет город Корк, где местные пивоварни Beamish и Murphy тоже изготавливают отменные стауты: вот тут посетителю паба приходится выражать свои пожелания точно и конкретно.

Этот сухой стаут (сухим он становится благодаря использованию жареного ячменя и большого количества хмеля) пенится незначительно, а пить его лучше прямо из бочки при температуре, близкой к комнатной, точнее - 13-14 С, чтобы наулучшим образом проявился его вкус и аромат. 

Наполнение бокала стаутом требует настоящего мастерства. Вначале придется подождать, пока наливающий даст отстояться и четко разделиться в стакане черному "телу" пива и его белой пенной шапке, а уже потом дольет стакан доверху, чтобы клиент получил полную пинту своего стаута. Бокал такого напитка невозможно быстренько проглотить.
Самая известная марка компании Guinness Group Ltd - Guinness Extra Staut - наиболее полно и точно передает характер ирландского стаута. Не менее популярен так называетмый "бочковой" Draught Guinness, продаваемый в бутылках. Это темный, почти черный эль с характерным сладковатым солодовым вкусом и довольно слабой хмелевой горечью и крепостью 4,2% об.

Среди продукции имеются также пшеничные красные ирландские эли и "ячменное вино". Бочковой ирландский эль Smithwick's Draught экспортируется за пределы страны под названием Kilkenny Ale (по названию филиала пивоварни в небольшом городке Килкенни). Его варят из жареного ячменя, смешанного со светлым солодом и солодовой патокой. Смесь различных марок хмеля добавляется в процессе варки в три этапа, что позволяет получить сливочно-солодовое пиво с легким фруктовым ароматом, вкусом ягод и горько-сладким послевкусием. "Ячменное вино" выпускают под маркой Smithwick's Barley Wine. Завод Smithwick's является крупнейшим производителем элей и распологается в стенах пивоваренного комплекса, постороенного в 1710 году Джоном Смитуиком на развалинах монастыря францисканцев. Колокольня и руины церкви находятся теперь на территории предприятия и окружены современными постройками.

С 1960 года Guinness также выпускает на своих заводах несколько вариантов лагеров под брендом Harp ("Арфа"), и хотя в них нет ирландской специфики, с 1997 года марка носит название Harp Irish Lager. Стоит отметить, что лагеры занимают в настоящее время четвертую часть ирландского рынка пива.


Сегодня компания Guinness поставляет пиво в 150 стран мира, имеет заводы в 6 государствах, а в 30 странах, в том числе и России, ее продукцию выпускают по лицензии. Применительно, что попытка построить свой пивоваренный завод на Лонг-Айленде (в Нью-Йорке) успехом не увенчалась. Предприятие открыли в 1947 году, но через семь лет оно прекратило свою деятельность, так как его продукция не пользовалась спросом - американские ирландцы так и не привыкли к стауту местного производства и упорно требовали, чтобы настоящий Guinness в ирландские пабы привозили прямо из Дублина.
Помимо Guinness Brewery в Ирландии популярны и пользуются уважением компании Murphy и Beamish, расположенные в городе Корк, где к традиции изготовления ирландских стаутов относятся не менее трепетно и благоговейно, чем в Дублине.
Пивоварня Beamish на южной окраине Корка существует с XVII века. Нынешняя компания под названием Beamish & Crawford была основана протестантами-землевладельцами в 1792 году и занималась выпуском портера.

Сегодня на предприятии варят Breamish Draught Irish Stout - самый сухой ирландский стаут черного цвета с кремовой шапкой пены. Под маркой Beamish Red компания изготавливает красивый красный эль с карамельным вкусом. С 1995 года пивоварня принадлежит концерну Scottish & Newcastle, который благодаря наличию разветвленной розничной сети помогает наладить экспорт продукции Beamish за пределами Ирландии.
Расположенная на севере Корка компания Murphy's Brewery Ireland Ltd ведет свою историю с 1856 года. Она была основана религиозной католической сеьей, которая параллельно занималась производством виски. Пивоварня брала пресную воду из собственного освященного источника Lady's Well ("Источник Богородицы") и первоначально называлась Murphy's Lady's Well. В настоящее время компания принадлежит голландскому концерну Heineken, который распространяет ее продукцию по Европе и миру, включая Россию. Самая популярная марка - Murphy's Irish Stout Draught, разливной ирландский стаут крепостью 5 % об. с приятным мягким вкусом. Бутылки с этим напитком снабжены системой draughtflow с капсулой виджет. Кроме того, на предприятии выпускают различные варианты элей, в том числе Murphy's Irish Red - красный солодовый эль крепостью 4% об.
В Северной Ирландии имеется лишь несколько крохотных мини-пивоварен, слабо конкурирующих с Guinness. Пивоваренный завод Caffrey's на окраине Белфаста, в прошлом принадлежащий британской группе Bass, теперь является собственностью группы InBev и производит главным образом пиво в кегах. Марка Caffrey's является первым в мире пивным брендом, который начал использовать в дизайне баночной упаковки пива Caffrey's Irish Ale уникальную технологию термоиндикации. Специальные термохромные чернила, которые используются для нанесения краски на пивные банки, при охлаждении изменяют цвет кельтского символа на упаковке с белого на синий, сигнализируя о том, что температура напитка идеальна для употребления.
Традиционные местные эли занимают в Ирландии сравнительно небольшую долю рынка, равно как и лагеры, поскольку успешная рекламная компания стаутов сводит попытки их проникновения на нет.

Каждый год в конце сентября в Голуэе проводится устричный фестиваль. Его стоит непременно песетить, так как здесь можно отведать всевозможные морепродукты, полакомиться копченым лососем и вволю напиться "Гиннесса".




В самом центре Дублина можно посетить Guinness Storehouse - оригинальное семиэтажное здание в форме гигантской пинты пива на месте бывшей пивоварни St. James's Brewery. Здесь демонстрируют различные аспекты пивоварения и предлагают продегустировать напитки. А на седьмом этаже Guinness Storehouse находится пивная Gravity Bar, где можно получить бесплатную пинту стаута, отдохнуть и полюбоваться панорамой города.

  
                                                                                                                                                                         В 1996 году в Ирландии была создана Ирландская гильдия мастеров пивоварения (Irish Craft Brewer. Эта общественная организация представляет интересы мини-пивоварен.

Источник информации: "Пиво. Путеводитель", автор А. Петроченков

No comments:

Post a Comment